- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Процесс изменений социальной теории среднего класса
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006867 |
Тема: | Процесс изменений социальной теории среднего класса |
Содержание
Титулка Содержание Введение 3 Глава 1. Эволюция взглядов на теорию среднего класса 5 1.1. Принципы классового деления общества 5 1.2. Перипетии среднего класса в России 10 Глава 2. Структура среднего класса, место и роль в ней офицерского корпуса 16 2.1. Структура среднего класса 16 2.2. Офицерский корпус в структуре среднего класса 16 Заключение 28 Список использованных источников и литературы 30 Введение Актуальность темы. Современное российское общество переживает коренную трансформацию своей социальной структуры. В этом процессе нужно четко определить, какие же слои, классы и группы, составляющих этот социум, претерпевают изменения от тех или иных реформ. Нужно также найти ответы на другие актуальные вопросы: какие же изменения произошли в социальной структуре России в последние годы и какие последствия надо ожидать от этих процессов в будущем. Особую актуальность приобретает вопрос о дальнейшее расслоение населения по определенным критериям в определенные социальные группы, именуемые социологической наукой социальными казнями. Следовательно, научно-теоретическая и практическая важность тщательного изучения и анализа этой проблемы является не только очевидной, но и создает соответствующие основания для констатации имеющихся и прогнозирования дальнейших преобразований в социальной структуре российского общества. Анализ последних исследований и публикаций. Научная актуальность и практическая значимость указанной проблемы обусловили повышенный интерес ученых к ее разработке и анализа. За последнее десятилетие опубликовано немало монографических работ, учебников и учебных пособий, научных статей, докладов и сообщений, в которых осуществлен не только теоретические разведки и выкладки, но и приведен и проанализирован значительный фактический материал. К их числу, по хронологическому порядку публикаций, следует отнести работы П. Сивковой, В.Б. Хмелько, Е.М. Либановой, А. Блинова и Т. Яблоновской, В.Г. Городяненка, Н.П. Лукашевича, Н.В. Туленкова, М.М. Рисованного, А.М. Секиринского, Н.Ф. Головатого, Н.В. Ковалиский, В.И. Масальського, которые полностью или частично посвящены научному анализу исследуемой проблемы. Кроме указанного, ценный и интересный эмпирический материал в подтверждение, сравнение или анализ выявленных или сформулированных автором теоретических положений использован из публикаций периодической печати, среди которых немало уникальных социально значимых фактов, а также соображений и рекомендаций практического характера. Однако ни одна из указанных публикаций не является исчерпывающей и окончательной по дальнейшей научной разведки рассматриваемой проблеме. Объектом исследования данной работы является теория стратификации. Предметом – социальная теория среднего класса. Цель данной работы проследить процесс изменений социальной теории среднего класса. В связи с поставленной целью перед нами стояли следующие задачи: - рассмотреть становления и развитие теории среднего класса; - раскрыть современное состояния среднего класса в России. Методологической основой данной работы стали такие методы как структурный, аналитический, исторический, комплексный, формально-логический и другие. Структурно работа состоит из введения, двух глав, которые в свою очередь делятся на подглавы, заключения, списка использованных источников и литературы. Глава 1. Эволюция взглядов на теорию среднего класса 1.1. Принципы классового деления общества Вопрос о роли среднего класса в обществе государства историки и философы, юристы и экономисты, общественные деятели и политики обсуждают не одну сотню лет. Ведь речь идет о механизмах достижения политической стабильности в обществе, об устойчивости власти, о благе государства, об общности граждан, которые, образно говоря, является двигателем всех прогрессивных преобразований в истории человечества. При этом исторический подход основывается на определенных принципах классового деления общества. А это в свою очередь позволяет выяснить признаки, функции, роль и структуру среднего класса. Следует обратить внимание на то, что среди таких ученых первым обычно называется древнегреческий философ Платон. В своем труде "Государство" он изложил свое понимание существовавшего в его время общества. По его мнению, государство являет собой как бы два государства. Одно из них составляют бедные, а другие - богатые, и все они живут вместе и во вражде друг к другу, их преследует страх и не уверенность. Платон утверждал, что правильное государство можно научно обосновать и создать, и что такое, научно спроектированное общество будет осуществлять принципы справедливости и обеспечивать социальную стабильность и внутреннюю дисциплину. По Платону все граждане входят в один из трех классов: правителей - философов, которые на основании созерцания идей управляющих всем государством; воинов, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов, в этот класс входят также и чиновники; работники (земледельцы, ремесленники, врачи, актеры), которые поддерживают государство материально, доставляя ему жизненные ресурсы. Платон выдвинул утопический идеал государственного и общественного устройства. Он считал, что цари должны философствовать, а философы царствовать, причем таковыми могут быть лишь некоторые созерцатели истины. Вместе с тем, разработав подробную теорию общественного и личного воспитания философов и воинов, Платон не относил ее к "работникам". Он проповедовал уничтожение частной собственности и отмена семьи в классе правителей, с тем, чтобы они не защищали свои личные интересы, а сосредоточится на общественном благополучии. Другой древнегреческий философ Аристотель(384-322 гг. н.э.) также рассмотрел вопрос о социальном неравенстве. В своей работе "Политика" он выделил три классовых элементов государственного устройства: во-первых - очень богатый класс, во-вторых – очень бедный класс, в-третьих - средний класс. Причем последний он считал наилучшим, поскольку его представители по условиям своей жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Богачи же и бедняки встречают трудности в прохождении этим принципом. Именно из бедняков и богачей одни вырастают преступниками, а другие мошенниками. Древний мыслитель справедливо подмечал, что то государство, где средний класс более многочислен и силен, чем другие два класса вместе взятые, наиболее стабильно и лучше управляемо. Аристотель призывал думать про бедных, так как государство, которое имеет множество домов, неизбежно будет иметь много врагов, потому что бедность порождает осложнения в государстве, оно становится не стабильным и обречено на гибель. Он выступал как против бедняков, лишенных собственного имущества, так и против власти богачей. Хорошими формами управления государством он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу. К хорошей форме управления он причислял и "полития" (власть среднего класса). Из эпохи Возрождения определенный интерес представляет итальянский мыслитель Н. Макиавелли (1469-1527 гг.). К числу наиболее значительных его произведений принадлежит сочинение "Государь". В нем Макиавелли изложил концепцию руководителя, согласно которой это должна быть сильная личность, способная противостоять "фортуне», случайным совпадением обстоятельств, противопоставив им свою энергию и проницательность. Лучшей формой государства он считал республику. Макиавелли видел, что напряженность между элитой и народом есть постоянная черта общества и объясняется она боязнью друг друга. Он резко осуждал политику феодальной знати, которая приводила к постоянным раздорам, препятствовала составлению единого государства, вместе с тем он опасался и "черни", легко вовлекаемой в авантюры. Его симпатии - на стороне средних и высших слоев торгово-ремесленнического населения итальянских городов ("народа"). Английский философ-материалист Т. Гоббса (1588-1679г.г.) Подчеркивал равенство всех людей, причем оно должно занять место неровности и во власти и в привилегиях. Он указывал на то, что люди стремятся достичь власти, а с ней и привилегий, что они алчные и ненасытные в своих желаниях жизненных благ. Государство Гоббс рассматривает как результат общественного договора между людьми, так называемый "контракт", по которому люди передают свое право управлять одному человеку, что воплощает их коллективные требования и волю, т.е. отдельные граждане добровольно ограничивать свои права и свободу в пользу государства, задача которого - обеспечение мира и безопасности. В свою очередь обладатель руководит в соответствии с законами и согласием поданных. Гоббс возвеличил роль государства, которое он признает абсолютным сувереном. В таком "идеальном обществе" никакие привилегированные классы не разрешены, поскольку они разлагают равенство прав, предусмотренных правителем. Позднее социальные философы, включая английского философа-просветителя Д. Локка (1632-1704 гг.), английского социолога и юриста И. Бентама (1748-1832 гг.), французского философа Ж.-Же. Руссо (1712-1778 гг.), немецкого мыслителя Г. Гегеля (1770-1831гг.) Уделили определенное внимание социальным классам или слоям, осознавая, что они могут создать для государства серьезные проблемы. Нужна смена двух общественных формаций, прежде чем общество осознало, приняло и осознанно начало внедрять в свою жизнь эту силу, имя которой - "средний класс" дал Аристотель. Но до этого на смену феодализму должен был прийти капитализм и пройти несколько фаз своего развития. Лишь в небольшом количестве западных стран, в наиболее развитых, наиболее экономически сильных, средний класс стал действительно той силой, которая оправдывает возложенные на нее надежды. Из крепостных средневековья вышло вольное население первых городов, из этого состояния горожан появились первые элементы буржуазии. Класс буржуазии на Западе формировался из торговцев, ростовщиков, наиболее богатых цеховых мастеров, сельской верхушки и феодалов. По мере развития промышленности, торговли и мореплавания буржуазия постепенно сосредоточила в своих руках все возрастающие массы богатства и денежного капитала. В эту эпоху и были созданы условия для возникновения и развитие капитализма - образовалась масса свободных от личной зависимости и способов производства наемных рабочих, большие суммы денежного капитала сосредоточились в руках буржуазии. Необходимо отметить, что темпы формирования буржуазии и степень ее влияния в разных странах были разные. Если в Англии буржуазия начала образовываться с XVII в., во Франции XVIII в., то в Германии лишь с начала XIX века. В России зарождение класса буржуазии началось во второй четверти XIX в., когда начался промышленный переворот (30-50-е гг. XIX в.) и мануфактурное производство начало перерастать в фабричное. По мнению социологов всех идейных направлений, никто в истории общественной мысли столь определенно, как Карл Маркс, не подчеркивал, что источником социального развития выступает борьба между общественными классами. По Карлу Марксу, классы возникают и противодействуют на основе различного положения и различных ролей, исполняемых индивидами в производственной структуре общества. Другими словами, наиболее общей основой образования классов является общественное разделение труда. Развивая этот тезис, Ф. Энгельс писал "... в основе деления на классы лежит закон разделения труда ". При этом имеется в виду "большой раздел труда между массой, занятой простым физическим трудом, и немногими привилегированными, которые руководят работами, занимаются торговлей, государственными делами, а позже также искусством и наукой". В теорию социального неравенства внес значительный вклад австрийский социолог Л. Гумплович (1838-1909г.г.), который считал, что предметом социологических знаний являются не индивиды, а "социальные группы", необходимо изучить их отношения господства и подчинения, познать общность их материальных и духовных интересов и стремлений. В изучение различных аспектов капитализма, в разработку теории среднего класса, проблем социального неравенства и в социологию в целом, внес существенный вклад немецкий социолог, историк, экономист и юрист М. Вебер, наряду с К. Марксом, внес решающие значение в формирование современных представлений о сущности, формы и функциях социального неравенства. В своей теории социальной структуры Вебер рядом с классами выделял статусные группы, связанные с владением социальным престижем, с особым стилем жизни, и группы власти, наиболее четким выражением которых он считал политические партии. У Вебера нет четкой классовой структуры капиталистического общества, поэтому разные интерпретаторы его работ дают несовпадающие перечни классов. Вебер утверждал, что собственники - это "позитивно привилегированный класс", сюда он включал тех, кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке. Это люмпен - пролетарий. Между двумя полюсами находится целый спектр так называемых "средних классов", которые состоят как из мелких собственников, так и из людей, способных предложить на рынке свои навыки и умения (чиновники, ремесленники, крестьяне) ". Итак, исторически средний класс сходит к личностно свободным гражданам: мелкой и средней буржуазии, которая владеет собственностью самостоятельно ведет экономическую деятельность, и наемным рабочим, свободным от личной зависимости и средств производства. 1.2. Перипетии среднего класса в России Становление среднего класса относится к фундаментальным социальным процессам в трансформационных экономиках. Это - одна из главных задач перехода от плановой экономики к рыночной. Часто утверждают, что развитие гражданского общества и формирование среднего класса - почти синонимы. Средний класс в нормальной рыночной экономике - основной налогоплательщик. Именно от экономического положения среднего класса зависят инвестиционная активность населения, состояние государственного бюджета, реализация государственных социальных программ и другие важнейшие социально-экономические процессы. В рыночной экономической системе средний класс является оплотом социальной стабильности. Гарантом социального порядка средний класс делает его промежуточное положение внутри материально-имущественной шкалы, которое свидетельствует об определенных успехах и достижениях людей, относящихся к нему. Представители среднего класса заинтересованы в стабильности и как минимум в сохранении своих социальных и материальных позиций. Средний класс наиболее консервативный. Стремление закрепить достигнутое объективно связано с нежеланием менять «правила игры», овладение которыми позволило ему занять устойчивое положение в обществе. Следует отметить и ведущую роль среднего класса в процессе вертикальной мобильности. Средний класс в развитых странах в состоянии осознать свои цели и артикулировать их на политическом языке. Он в значительной мере формирует моральные стандарты общества (его идеологию), поскольку благодаря своей численности доминирует в судебной системе, религиозных и политических организациях. И, наконец, не менее важное обстоятельство - средний класс в целом рассматривается как гарант политической свободы. Существуют и отрицательные характеристики классического среднего класса. Суть их сводится к следующему. «Цивилизация Среднего Класса» - это и есть тот самый «мещанский рай», классовые и социальные конфликты в котором частично сглажено, частично замолчено. Большую часть политического спектра накрывают «центристы». Традиционные политические различия стерлись. «Левые» почти не отличаются от «правых». настоящих радикалов оттеснено на обочину политической жизни: рядовому гражданину не присущ радикализм, он помешан на стабильности. Поддержание такого состояния требует «вливаний извне». «Средний класс» Великобритании (метрополии) формировался за счет ограбления колоний. «Средний класс» поддерживает «качество жизни» за счет ограбления транснациональными корпорациями стран «третьего мира». «Цивилизация Среднего Класса» - это срединный образ жизни, среднего качества культура, основанная на центризме политической жизни представительная демократия является не властью лучших, а властью себе подобных, то есть посредственностей. То, что за кулисами этой системы стоит крупный капитал, который и является настоящей властью, часто представитель среднего класса и не осознает, а если и осознает, не особо беспокоится по этому поводу. В наше время в России существует проблема «размывания» классического среднего класса, который стал агрессивно нетерпимым к собственным социальных низов, что является основой для обострения социальных противоречий и конфликтов. Поиск фактора стабильного развития в постиндустриальном обществе, каким был средний класс в обществе индустриального типа, является проблемой в современной западной общественной мысли. Однако в обществе переходного периода, каким сегодня является украинское общество, именно средний класс может выступить гарантом его устойчивости и стабильности. Обосновывая положительную роль среднего класса в развитии общества, следует выделить основные его функции: - средний класс - это совокупность социальных групп, которые выступают посредником между «верхами» и «низами» общества и выполняют функцию социального медиатора; - он выполняет функцию основного налогового донора; - является внутренним инвестором экономики; - средний класс выполняет ведущую роль в процессе вертикальной мобильности. Именно свободные каналы восходящей вертикальной мобильности, ясные перспективы социального роста, базой которого выступают образование и уровень квалификации, должны обеспечивать высокий уровень благосостояния представителей среднего класса; - обеспечивает высокую производительность труда; - он также творит и распространяет знания, информацию; - определяет характер и структуру потребительского рынка; - выполняет функцию социального стабилизатора (во-первых, разделяет два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться, во-вторых, функцию социального стабилизатора добавляет среднему классу то, что средний класс - это достаточно обеспеченная часть общества, которая имеет личную экономическую независимость, с высоким качеством жизни и уверенностью в будущем), в частности, выступает стабилизатором политической жизни; - средний класс выполняет не только роль стабилизатора, но и функцию укрепления интеграционных процессов в обществе и ведущего актера в деле становления и развития социального партнерства; - принимает и задает образцы (модели) потребительского поведения; - реализует в обществе функции социального контроля за властными структурами и представителями крупного бизнеса, что влияет на соотношение частных социальных затрат и выгод; - является социальным институтом, который влияет на эффективное распределение, иерархию и равновесие экономической власти в обществе, определяющее доступ к ресурсам и структуру распределения доходов, а это также является специфической функцией среднего класса; - средний класс обеспечивает эффективность экономической власти (ее распределение в обществе, иерархию и равновесие); - является источником воспроизводства квалифицированной рабочей силы; служит социальной опорой и главной движущей силой реформ, обеспечивает устойчивый технологический и экономический прогресс, поскольку это элемент социальной структуры, который включает лиц, отличающихся высоким профессионализмом и гражданской активностью; - создает, осваивает и распространяет образцы социокультурных и инновационных поведенческих практик; - является носителем базовых компонентов национальной культуры, выразителем общественных интересов и поэтому выполняет функции культурного интегратора общества; - функцией среднего класса является также интеллектуальное обеспечение оптимального развития общества. Английский социолог П. Хатбер отмечает, что средний класс страдает равномерно и в течение долгого периода - в борьбе идей. ... Средний класс вполне осознает потерю, которую социальное государство причиняет его ценностям для достижения цели и успеха, но не решается протестовать прежде всего через страх предать другим своим ценностям - ценностям прогресса и гуманизма. Потому одной из значительных функций среднего класса была в первую очередь функция интеллектуального обеспечения движения на пути усиления цивилизации. Возможно, он весьма успешно выполнил это задание, - резюмирует Хатбер. В общем, основной функцией среднего класса является обеспечение экономической, социальной и политической стабильности в стране. Именно поэтому формирование среднего класса в трансформационном обществе можно рассматривать как важный критерий эффективности реформ, характеризующего прочность всей системы экономических, социальных и политических институтов. В основе относительной устойчивости среднего класса - институт профессий, через который воспроизводится человеческий, культурный и социальный капитал как профессионалов, так и менеджеров. Проблема формирования среднего класса в переходном обществе связана с вопросом об итогах реформ - средний класс, сформировавшийся / не сформировался, можно рассматривать как один из важнейших механизмов эффективности/неэффективности перехода страны к рыночной экономике. Социальная теория среднего класса в основе своей исследует такое социальное явление как средний класс общества. Не смотря на многообразие социально-экономических теорий о структуре общества, на самом деле в любой из них имеется класс, располагающийся в середине структуры общества. В современном капиталистическом обществе, ряд западных государств и делают упор на средний класс в общей структуре социального состава общественности. Однако каковым был и как выглядел, на что ориентировался и как развивался социальный слой среднего класса на протяжении всей истории своего развития. Социальная теория среднего класса в основе своей исследует такое социальное явление как средний класс общества. Не смотря на многообразие социально-экономических теорий о структуре общества, на самом деле в любой из них имеется класс, располагающийся в середине структуры общества. В современном капиталистическом обществе, ряд западных государств и делают упор на средний класс в общей структуре социального состава общественности. Однако каковым был и как выглядел, на что ориентировался и как развивался социальный слой среднего класса на протяжении всей истории своего развития. Социальная теория среднего класса в основе своей исследует такое социальное явление как средний класс общества. Не смотря на многообразие социально-экономических теорий о структуре общества, на самом деле в любой из них имеется класс, располагающийся в середине структуры общества. В современном капиталистическом обществе, ряд западных государств и делают упор на средний класс в общей структуре социального состава общественности. Однако каковым был и как выглядел, на что ориентировался и как развивался социальный слой среднего класса на протяжении всей истории своего развития. Социальная теория среднего класса в основе своей исследует такое социальное явление как средний класс общества. Не смотря на многообразие социально-экономических теорий о структуре общества, на самом деле в любой из них имеется класс, располагающийся в середине структуры общества. В современном капиталистическом обществе, ряд западных государств и делают упор на средний класс в общей структуре социального состава общественности. Однако каковым был и как выглядел, на что ориентировался и как развивался социальный слой среднего класса на протяжении всей истории своего развития. Социальная теория среднего класса в основе своей исследует такое социальное явление как средний класс общества. Не смотря на многообразие социально-экономических теорий о структуре общества, на самом деле в любой из них имеется класс, располагающийся в середине структуры общества. В современном капиталистическом обществе, ряд западных государств и делают упор на средний класс в общей структуре социального состава общественности. Однако каковым был и как выглядел, на что ориентировался и как развивался социальный слой среднего класса на протяжении всей истории своего развития. Социальная теория среднего класса в основе своей исследует такое социальное явление как средний класс общества. Не смотря на многообразие социально-экономических теорий о структуре общества, на самом деле в любой из них имеется класс, располагающийся в середине структуры общества. В современном капиталистическом обществе, ряд западных государств и делают упор на средний класс в общей структуре социального состава общественности. Однако каковым был и как выглядел, на что ориентировался и как развивался социальный слой среднего класса на протяжении всей истории своего развития. Социальная теория среднего класса в основе своей исследует такое социальное явление как средний класс общества. Не смотря на многообразие социально-экономических теорий о структуре общества, на самом деле в любой из них имеется класс, располагающийся в середине структуры общества. В современном капиталистическом обществе, ряд западных государств и делают упор на средний класс в общей структуре социального состава общественности. Однако каковым был и как выглядел, на что ориентировался и как развивался социальный слой среднего класса на протяжении всей истории своего развития. Социальная теория среднего класса в основе своей исследует такое социальное явление как средний класс общества. Не смотря на многообразие социально-экономических теорий о структуре общества, на самом деле в любой из них имеется класс, располагающийся в середине структуры общества. В современном капиталистическом обществе, ряд западных государств и делают упор на средний класс в общей структуре социального состава общественности. Однако каковым был и как выглядел, на что ориентировался и как развивался социальный слой среднего класса на протяжении всей истории своего развития. Социальная теория среднего класса в основе своей исследует такое социальное явление как средний класс общества. Не смотря на многообразие социально-экономических теорий о структуре общества, на самом деле в любой из них имеется класс, располагающийся в середине структуры общества. В современном капиталистическом обществе, ряд западных государств и делают упор на средний класс в общей структуре социального состава общественности. Однако каковым был и как выглядел, на что ориентировался и как развивался социальный слой среднего класса на протяжении всей истории своего развития. Социальная теория среднего класса в основе своей исследует такое социальное явление как средний класс общества. Не смотря на многообразие социально-экономических теорий о структуре общества, на самом деле в любой из них имеется класс, располагающийся в середине структуры общества. В современном капиталистическом обществе, ряд западных государств и делают упор на средний класс в общей структуре социального состава общественности. Однако каковым был и как выглядел, на что ориентировался и как развивался социальный слой среднего класса на протяжении всей истории своего развития. Социальная теория среднего класса в основе своей исследует такое социальное явление как средний класс общества. Не смотря на многообразие социально-экономических теорий о структуре общества, на самом деле в любой из них имеется класс, располагающийся в середине структуры общества. В современном капиталистическом обществе, ряд западных государств и делают упор на средний класс в общей структуре социального состава общественности. Однако каковым был и как выглядел, на что ориентировался и как развивался социальный слой среднего класса на протяжении всей истории своего развития. Социальная теория среднего класса в основе своей исследует такое социальное явление как средний класс общества. Не смотря на многообразие социально-экономических теорий о структуре общества, на самом деле в любой из них имеется класс, располагающийся в середине структуры общества. В современном капиталистическом обществе, ряд западных государств и делают упор на средний класс в общей структуре социального состава общественности. Однако каковым был и как выглядел, на что ориентировался и как развивался социальный слой среднего класса на протяжении всей истории своего развития. Социальная теория среднего класса в основе своей исследует такое социальное явление как средний класс общества. Не смотря на многообразие социально-экономических теорий о структуре общества, на самом деле в любой из них имеется класс, располагающийся в середине структуры общества. В современном капиталистическом обществе, ряд западных государств и делают упор на средний класс в общей структуре социального состава общественности. Однако каковым был и как выглядел, на что ориентировался и как развивался социальный слой среднего класса на протяжении всей истории своего развития. Глава 2. Структура среднего класса, место и роль в ней офицерского корпуса 2.1. Структура среднего класса В общем, относительно традиций определения среднего класса на Западе и применение этих критериев к переходного общества в России можно отметить следующее. На Западе понимание среднего класса основывается на сходстве в обладании материальными ресурсами и степени контроля над ними. На этой основе выстроена критерии отнесения к среднему классу на Западе: 1) определенный уровень дохода и наличие собственности. По этому критерию наше общество разделено на небольшое количество богатых и массу бедных слоев населения; 2) достаточно высокий уровень образования, что дает возможность получить престижную профессию и работу, карьеру, то есть достаточно высокий статус в обществе. В обществе социальных трансформаций, через ограниченную социальную мобильность, фактором продвижения по служебной лестнице и получения высокого статуса в социальной иерархии часто является не высокий образовательный уровень индивида, а принадлежность к определенному клану, наличие соответствующих связей, деньги; 3) часто подчеркивают, что представители среднего класса являются носителями особого социального мировоззрения. Ценности среднего класса в переходном обществе находятся в стадии формирования и часто отличаются от ценностей других слоев общества; 4) социальный состав среднего класса в западном обществе разнообразен. Но в его структуре можно выделить следующие категории: старый средний класс, объединяющий представителей малого и среднего бизнеса, высший средний класс, который объединяет профессионалов высокого уровня, низший средний класс - служащие, мелкие чиновники и др. Формирование специфики классов и классовых отношений в современном западном постиндустриальном обществе связано с ростом профессиональных слоев так называемого класса интеллектуалов, который существенно влияет на состояние традиционного среднего класса. На этапе первичного накопления капитала в индустриальном обществе России пока что не создано условий для масштабного развития наукоемкого производства как основы формирования и реализации в нем интеллектуального потенциала общества. Поэтому специфика формирования среднего класса в переходном обществе в общих чертах выглядит следующим образом. В небогатых регионах и неэффективных секторах экономики количество представителей среднего класса невелико. По жизненной активности среднего класса исследователи отмечают такое. 1. Основной сферой жизненной активности среднего класса в трансформационном обществе есть работа. 2. Значительная доля среднего класса в своей повседневной экономической деятельности выступает как руководитель-организатор. 3. Предпринимательская деятельность стала для многих представителей средних слоев повседневной реальностью. Констатирующие черты группы предпринимателей: 1. Предприниматель - человек, для которого жизнь - непрерывная борьба за существование, стремление всеми силами преодолеть сопротивление и противодействие окружающей среды: коррупцию, бюрократический произвол, рэкет. Это - социально-деятельная фигура, для которой основной смысл жизни - это утверждение собственного «Я» во всех жизненных аспектах; 2. Предприниматель - рисковая натура, для которой риск не просто «благородное дело», но элементарная необходимость. По сравнению с наемными работниками, доля готовых идти на риск вдвое больше; 3. Предприниматель - человек, недовольный своей жизнью, и именно поэтому он полюбил богатство. Причем альтруизм («стать богатым, чтобы помогать другим») есть, но в незначительной степени, в основном, богатство - это условие «жить так, как хочется»; 4. Предприниматель - самостоятельный человек; 5. Предприниматель - человек, который сомневается. Сомнения носят вполне конкретный характер. Они касаются не столько собственного будущего, сколько будущего своих детей. Непредсказуемость экономической и социально-политической ситуации иногда делает призрачной перспективу существования, а свобода и автономность, самостоятельность и личная ответственность не всегда выступают гарантами необходимого жизнеобеспечения людей, поставленных в различные по социальному статусу позиции. По мнению Н. Тихоновой, позиция среднего класса в российском переходном обществе по ряду вопросов социально-экономического развития и политики государства в этой сфере выглядит наиболее компромиссной и может быть воспринята обществом как позиция социального консенсуса. По целому ряду принципиальных вопросов позиция среднего класса в целом практически тождественна позиции нижнего слоя среднего класса, что составляет наиболее массовую группу российского общества. Как примеры консенсусных представлений выступают такие: 1) признание справедливости того, что специалистов различных профессий ценят по - разному; 2) легитимная для большинства и разница в размерах пенсий; 3) легитимной является неравенство жилищных условий; 4) к неравенству возможностей получить хорошее образование все слои населения относятся хотя и менее толерантно, но все-таки ее допускают. То есть во всех слоях общества существует мощная поддержка идеи социального государства. Однако именно средний класс больше всего отличает прагматическое отношение к государству как к «верховному арбитру», обеспечивающему стабильность и соблюдение правил рыночной игры. В таких условиях главными качествами выживания и сопротивления неблагоприятным обстоятельствам среднего класса являются: высокий по сравнению с другими слоями общества уровень адаптированности к рыночной экономике, позволяющий реализовывать экономическую стратегию, в которой значительное место принадлежит предпринимательской деятельности и самозанятости; высокая социальная мобильность и гибкость, ориентация на максимальное использование своих ресурсов, главными из ко....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: